Маленькие мануфактуры большого мира

Что общего у винодела из Орегона и шляпных дел мастера из Вены и почему возвращение к истокам — это круче, чем глобализация?

Пока маркетологи мира бьются за сегменты рынка, огромными трудами и бюджетами пытаются удержать массового потребителя, рассказывая о качестве, хорошей цене, крутом дизайне и прочих бенефитах своего товара, на смену глобализации приходит удовольствие от малых, зачастую даже семейных предприятий. Нас куда больше радует искреннее приветствие хозяина магазина, который лично стоит за прилавком и любовно упаковывает продукт, сделанный собственными руками, нежели бездушные ряды полок больших супермаркетов.

Небольшие компании интересны своей эксклюзивностью — они выпускают ограниченный тираж товара. Приятно не встречать каждого третьего в, скажем, рубашке или ботинках, идентичных твоим. Кроме того, небольшим компаниям присущи индивидуальный подход, высокое качество сырья и местный колорит.

 

Нас радует искреннее приветствие хозяина магазина, который лично стоит за прилавком и любовно упаковывает продукт.

 

Главный инсайт не надуман и не привнесен извне талантливым маркетологом. Он прост и органичен: вкус жизни  — в процессе. Вовлеченность в процесс создания чего-то своими руками — в этом и есть сама жизнь. Небольшие предприятия работают по принципу «как для себя». Они реализуют свои товары очень локально и среди потребителей есть их друзья, соседи и родственники. В таких условиях хорошее имя дорогого стоит.

В эпоху гаджетов и интернета, когда каждый сам себе SMM-щик, копирайтер и бренд-менеджер, многие компании имеют возможность рассказать миру о себе и своей философии, даже не имея бюджета на рекламную кампанию. И многим это удается мастерски.

Самые интересные из таких компаний — те, которые приоткрывают дверь в закулисье производственного процесса. Перед тем, как начать рассказ о самых интересных украинских мануфактурах, мы покажем любопытные примеры со всего мира. Судите сами.

 

UNION WINE CO.

Компания молодых виноделов из нетипичного региона. Мало у кого в мире Орегон ассоциируется с вином. Сами они высказываются на этот счет лаконично: «Мы не Калифорния и не Франция, и не переживаем по этому поводу. Орегон уникален, как и наше вино». 

   
 
 

«Мы любим Орегон за то, что это по-настоящему уникальное комьюнити, построенное своими силами, и это рай для makers and doers, которые уделяют много внимания своей продукции, будь это еда, одежда или, в нашем случае, вино. Это место, где, в некотором смысле, у нас есть все — нетронутые цивилизацией просторы, переходящие в горы, промышленные города и сельскохозяйственные угодья. Все наполнено творцами, увлеченными своим ремеслом. Каждый день мы поражаемся тому, каково это — жить и работать в уникальном обществе».

Сайт компании 

 

1803

Австралийский бренд, специализирующийся на изделиях из кожи. Секрет в том, что сырье им поставляют родственники, которые уже более 30 лет разводят оленей на семейной ферме. Почти все члены семьи задействованы в общем деле: один брат занимается разведением оленей и пахотой земель, другой — ковкой и обработкой дерева для изготовления фирменных ножей, третий — дубильщик кожи. Одна сестра создает дизайн кожаных изделий, а вторая их шьет. Все эти изделия можно найти в магазинчике, который держит хозяйка бренда.

  

«Первые олени были завезены в Австралию в далеком 1803 году — отсюда и название фермы, ведь, в некотором роде, именно тогда зародилась наша история. Наша семья уже 32 года занимается оленеводством на пастбищах около города Оранж. Идея 1803 началась с приверженности к духу единения и философии «от носа до хвоста» (максимально безотходное производство — прим. автора). Вместе мы создаем аутентичные, натуральные и утонченные продукты. Наши мастера приобрели редкие традиционные навыки и ценят процесс работы с этими красивыми материалами».

Сайт компании 

 

Muehlbauer

Шляпник в четвертом поколении, австриец Клаус Мюльбауэр сумел привнести в семейное дело дух нового времени. Впрочем, он по-прежнему производит классические модели шляп — в чопорной Вене, верной традициям, спрос на них не проходит никогда.

     

«После окончания учебы на экономическом факультете я три года провел в текстильной индустрии в регионе Waldviertel в нижней Австрии. Работал на стыке производства, маркетинга и дизайна продукта и мне это очень нравилось. Когда мне предложили работу в большой немецкой фэшн-компании, отец сказал, что собирается уйти на пенсию и закрыть семейный магазин. Это заставило меня задуматься, и я попросил отца дать мне время на решение. В конце концов, я отказался от работы в Германии и в 2001 году вернулся в Вену. Моим главным стремлением было сделать продукт интересным не только для старичков, но и для молодежи. И тогда мы начали небольшую революцию в дизайне. Несмотря на это, процесс производства не поменялся со времен открытия в 1903 году».

Сайт компании



 

Kim Wallace Ceramics

Еще один австралийский бренд. Керамика ручной работы, любовно изготовленная на солнечном побережье. Ким продает свои работы через Интернет и ведет блог, благодаря которому и прославилась. Теперь частенько появляется на страницах журналов и блогов о декоре — вроде австралийского Country Style.

 

«Я родилась и выросла в небольшом городке в Голландии, а начиная с 2000 года называю своим домом Австралию. Cколько себя помню, питаю страсть к искусству и крафту, закончила множество курсов, включая живопись, керамику и черчение. По профессии — графический дизайнер, люблю это занятие. Однако проработав около десяти лет в этой индустрии исключительно за компьютером, поняла, что скучаю по процессу создания чего-то собственными руками. В 2008 году я приняла решение оставить должность главного дизайнера в дизайн-бутике и впервые за долгое время почувствовала себя по-настоящему счастливой. В 2012 году вместе с семьей переехала в Австралию, где мне посчастливилось работать в потрясающей студии с видом на нетронутый зеленый пейзаж и прибрежную линию».

Сайт компании

    

 

Frank Leder

На пороге в огромную берлинскую мастерскую первым вас встречает собака породы вельш-спрингер-спаниель, потому что гончую обязан иметь каждый немецкий охотник. Впрочем, Франк, скорее, охотник за образами. Во время учебы в St. Martins в Лондоне он имел возможность по новому взглянуть на свои культурные корни и теперь, используя традиционный крой и винтажную фурнитуру, создает дизайнерскую одежду с налетом «немецкой традиционности».

  

«Если ты дизайнер мужской одежды, то четко понимаешь, что мужчин в гардеробе интересует хороший крой, качественная ткань и, возможно, интересная деталь. И все. Меня очень занимают мужские привычки и ритуалы. Это большой кусок моей работы. Например, для последней коллекции я изучал плотников в Германии, которые путешествуют по всей стране в течение трех лет и одного дня. Идея берет начало из сборника песен, которым эти плотники пользуются. Первый вопрос, который может возникнуть: «Почему именно три года и один день?» Плотники соблюдают интересные традиции. В начале путешествия они выпивают половину бутылки джина, остаток закапывают в яме глубиной ровно 80 см, а после трех лет и одного дня каждый из них возвращается в родной город, чтоб выкопать бутылку и допить её. (подробнее о традиции — прим.автора) Сегодня такие плотники — большая редкость, но все же они существуют. Они принадлежат к закрытому миру и именно это меня завораживает. Для меня важны дизайнерские коллекции, но еще важнее человеческие истории, которые я пытаюсь передать в своем творчестве».

Сайт компании

    

 

Brooksengland

Хотя Brooks England — давно не маленький бренд, мы включаем их в эту подборку как раз потому, что они смогли сохранить дух традиций полуторавековой компании. Быть может, все дело в том, что они — британцы. В любом случае, мало кто способен снять столь изысканную рекламу о велосипедном седле.

«В далеком 1865 году Джон Боултби Брукс покинул свой родной городок Хинкли в Лестершире всего с двадцатью фунтами в кармане. Он перебрался в Бирмингем, где год спустя на Грэйт Чарльз Стрит основал бизнес по изготовлению лошадиной сбруи и прочих кожаных изделий под названием JB Brooks & Co. В 1878-ом, после смерти лошади, у британца случился приступ вдохновения. Он не мог позволить себе купить другую лошадь и одолжил велосипед, чтобы ездить на работу. Тогда он и обнаружил страшное неудобство сидения велосипеда и поклялся что-то с этим сделать. 28 октября 1882 года мистер Брукс заполнил свой первый патент на велосипедное седло. Новый продукт имел оглушительный успех и вызвал массу радости у ковыляющих велосипедистов».

Сайт компании

 

 

 

В качестве эпилога

Интернет сузил пространство и теперь у всех есть возможность как минимум наблюдать, а как максимум заказывать продукцию из любой точки мира с доставкой в любую другую точку мира. Невольно задаешься вопросом: почему в огромном количестве стран существует множество подобных компаний, а в Украине практически нет?

Разумеется, предприятия с многовековыми корнями просто не могли сохраниться в нашей стране в силу исторических реалий. Зато образовался сегмент достаточно молодых компаний, обладающих собственной историей и философией.

Однажды ты наталкиваешься на интересный продукт и с приятным удивлением понимаешь, что он не только спроектирован, но и производится в Украине. Затем наступает этап ознакомления с другими украинскими предложениями на рынке. И вот, после детального изучения, происходит разрыв шаблона. Продукция есть. И есть она не только качественная, интересная с точки зрения дизайна, но еще и со своим неповторимым духом. Единственный её минус, пожалуй, в том, что известна она недостаточному количеству людей.

Так родилась на свет идея спецпроекта How to make it in Ukraine. Здесь мы будем не только рассказывать, но и показывать ответы на вопросы «кто», «что» и, главное, «как»?

Все самые интересные и подлинно украинские производители со своими историями будут последовательно представлены на страницах Comma.com.ua. Некоторые из них уже известны покупателям, но откроются с новой закулисной стороны, а другие станут приятными и, надеемся, полезными новинками.

Фотографии: unionwinecompany, Sharyn Cairns, Martin Stöbich, Guido Castagnoli
Coldplay «Ghost Stories»: вечное сияние