Семплы Болливуда 50-ых и отсылки к Кубрику, песня о слонёнке и гимн меломанов-меланхоликов, фаны Squarepusher и Шостаковича, саундтрек лета, рок-открытие года, экспериментальный джаз, любимица Лагерфельда, поэтесса-бунтарка, похотливая танцовщица и другие.
Сегодня, 29 октября, кто-то из них получит Mercury Prize — награду за лучший независимый альбом года в Британии.
Выбор Mercury Prize вызывает достаточно негатива — одни говорят, что премия проклята и губит карьеру, другие жалуются, что критики не номинируют металлистов, не разбираются в электронике, без энтузиазма включают джаз. Ну действительно, как вообще в 1994-ом группа M People смогла обойти Pulp, Blur и The Prodigy, а в 1997-ом драм-н-бейс продюсер Reprazent переиграл Radiohead «OK Computer»? Тем не менее, в шортлист попадают альбомы, на которые есть смысл обратить внимание.
Anna Calvi «One Breath»
Domino Records, октябрь 2013
Хрупкая и буйная одновременно, Анна не боится показать себя слабой, ведь знает, что в этом её бесспорная сила
Со времён дебютника пылкая девушка набралась еще больше смелости. Голос, гитарные переборы, тексты — всё стало ещё более чувственным, честным. Хрупкая и буйная одновременно, Анна не боится показать себя слабой, ведь знает, что в этом её бесспорная сила.
Любимица Карла Лагерфельда, героиня концертных площадок от Сиднея до Будапешта — она всё ещё остается относительно в тени. Но 29 ноября Анне предстоит выступить на разогреве у Моррисси в O2 Arena в Лондоне, и для неё это может стать прямым билетом в мейнстрим. К слову, у Mercury Prize слабость к одиноким девушкам с гитарой, не зря единственный артист, получивший премию дважды — это PJ Harvey.
Bombay Bicycle Club «So Long, See You Tomorrow»
Island Records, февраль 2014
Ну чего ждать от группы, которая называет свой четвёртый альбом в честь титулованного американского романа Уильяма Максвелла 1980 года, пару раз семплирует в нём песни Болливуда 50-ых, добавляет чуть-чуть японского и турецкого вдохновения, слегка приправляет электроникой, а в клипах устраивает то шоу синхронных пловчих, то отсылки к Кубрику? Здесь всё тонко, интеллигентно, умно и лучезарно.
Damon Albarn «Everyday Robots»
Parlophone Records, апрель 2014
Здесь столько отсылок и связей, что в пору читать об этом альбоме отдельную лекцию. А можно просто слушать
У Дэймона непростые отношения с Mercury Prize. Он дважды номинировался с Blur, а когда номинацию получил дебютный альбом Gorillaz, музыкант попросил, чтобы его исключили из шортлиста, потому что «выиграть эту награду — значит, носить мёртвого альбатроса у себя на шее до конца своих дней». Что бы это ни значило, парень снова в списке и на этот раз принимает всё смиренно.
Да и альбом получился умиротворённый. Самый личный, если верить автору, — все-таки первый официальный сольник. Здесь столько отсылок и связей, что в пору читать об этом альбоме отдельную лекцию. А можно просто слушать. Гимн меломанов-меланхоликов «Lonely Press Play», медитативную «Everyday Robots», посвящение слонёнку «Mr. Tembo» (которое, надо признать, здесь, подобно самому слонёнку, ни в какие ворота) и возвышенную коду «Heavy Seas of Love».
East India Youth «Total Strife Forever»
Stolen Recordings, январь 2014
Бывший вокалист безуспешной группы Doyle and the Fourfathers из непонятного города Борнмут выпустил на крохотном лейбле Stolen Recodings посредственный дрим-поп альбом, который слабо проявил себя в чартах. Правда, сразу захотелось послушать? В общем, пример того, что пути Mercury Prize неисповедимы.
FKA twigs «LP1»
Young Turks, август 2014
Ее песни — словно плавящийся под утюгом мармелад, а похотливые тексты в любых других устах звучали бы пошло
Дочь джазового танцора с Ямайки и английской гимнастки испанских кровей, «помешанная» Талия Дебретт Барнетт в 17 лет вырвалась из депрессивного английского захолустья в Лондон, чтобы стать танцовщицей. Там крутилась как могла, а параллельно взялась сочинять песни. Для альбома лейбл Young Turks снарядил ей в продюсеры мозговитую команду от Пола Эпворта до Sampha и Clams Casino. Вместе они сотворили колоритный дебютник, которому сопутствуют солд-ауты и обильные похвалы.
Даже в рамках растиражированного Фрэнком Оушеном и The Weeknd жанра пост-R&B эта девушка выглядит и звучит уникально. Ее диковинная пластика проявляется не только в танце (на секундочку), но и в музыке. Ее песни — словно плавящийся под утюгом мармелад, а похотливые тексты в любых других устах звучали бы пошло. «Мои бедра раздвинуты, чтобы ты вдохнул их», — в «LP1», как говорится, все только о любви.
GoGo Penguin «v2.0»
Gondwana Records, март 2014
Трио из Манчестера, чьи въедливые фортепианные мелодии, ритмические узоры разной степени хитрости и веский бас равноправно сливаются в музыку, вдохновленную всеми подряд от Aphex Twin и Squarepusher через Massive Attack и Брайана Ино вплоть до Шостаковича и Дебюсси.
Jungle «Jungle»
XL Recordings, июль 2014
Cаундтрек для жаркой поры, будь то в колонках пляжного клуба или в наушниках посреди раскаленных бетонных джунглей
Сначала участники дуэта Jungle скрывали лица и покоряли интернет прекрасными танцевальными клипами «Platoon» с юной B-girl и «The Heat» с необычными танцорами, а этим летом собрали большой состав музыкантов и устроили вечеринки на крупных фестивалях.
Их дебютник — это электронный фанки-соул с приветом британской танцевальной музыке 80-ых и до скучного одинаковый обрывистый фальцет, будто у парней объем легких как у землероек. Тем не менее, это был достойный саундтрек для жаркой поры, будь то в колонках пляжного клуба или в наушниках посреди раскаленных бетонных джунглей. Bring the heat.
Kate Tempest «Everybody Down»
Big Dada, май 2014
Поэтесса нового поколения, театральная сценаристка — в общем, мастер словесного спорта. Выступала на разогреве у самих Джона Купера Кларка и Билли Брэгга, работала на заказ для знатных театральных контор The Old Vic и Royal Shakespeare Company, зажигала огни рифм на поэтических слэмах перед изумлёнными почитателями и на гражданских пикетах перед вооружёнными спецотрядами полиции.
Когда жители Лондона вышли на марш протеста против войны в Ираке, Кейт подкосило — она поняла, что даже голоса десятков тысяч людей ни на что, на самом деле, не влияют. От этого её читка стала только жёстче.
Nick Mulvey «First Mind»
Fiction Records, май 2014
Каждая песня здесь — отдельная история. Увлекательная, настоящая, вдохновляющая
Жил был британкий парень по имени Ник. В 19 лет поехал в Гавану, на Кубу, учиться музыкальному мастерству. Днем — интенсивные курсы, по вечерам — ром в пляжных клубах со студентами и музыкантами. Вернувшись, поступил в Лондонский университет на этномузыковеда. Обзавелся металлическим инструментом под названием ханг, в 2005-ом собрал группу Portico Quartet и стал играть изумительный альтернативный джаз.
Но поиски себя продолжаются. Ник Малви покинул квартет, взялся за акустическую гитару — и вот выпустил сольник. Кто бы мог подумать, что получится так здорово. Каждая песня здесь — отдельная история. Увлекательная, настоящая, вдохновляющая.
Polar Bear «In Each And Every One»
The Leaf Label, март 2014
Экспериментальный джаз-бэнд: тенор саксофон, баритон-саксофон, контрабас, электроника/гитара, барабаны. За худрука здесь как раз барабанщик В мире джаза им рукоплескали ещё в начале карьеры, то есть 10 лет назад. Их второй студийник «Held on the Tips of Fingers» в 2005-ом уже номинировался на Mercury Prize и вошел в список «100 джазовых альбомов, которые потрясли мир» журнала Jasswise. Теперь на дворе 2014-ый и в топе пятый альбом Polar Bear, в котором они продолжают игру с ритмом, формой и содержанием.
Royal Blood «Royal Blood»
Black Mammoth / Warner Bros Records, август 2014
Их всего двое, бас и барабаны, но вместе они выдают больше бури и натиска, чем физически способны два человека. Еще прошлым летом о Royal Blood не знал никто, сегодня они уже плавят усилители на крупнейших фестивалях, бьют по яйцам больших хедлайнеров (пока фигурально), тусуются с Джимми Пейджем, Metallica и Muse, легко и уверенно рвут альбомный чарт Британии и топ продаваемых винилов. Больше безудержных восторгов — в рецензии на Comma.
Young Fathers «Dead»
Anticon / Big Dada, февраль 2014
Участники Young Fathers дружат с подростковых лет и называют себя «психоделическим хип-хоп бойзбендом». После двух микстейпов, записанных нарочно на скорую руку, они выпустили этот первый полноценный студийник и заработали за него SAY Award 2014 — приз за лучший шотландский альбом. Теперь берут высоту во всём UK.