MITYA: Прошлое и будущее музыки глазами лесного рокера

,

22 February 2017

0

0

За плечами у Мити Бурмистрова карьера битбоксера международного уровня, но поиск нового привёл его к «лесному року». Недавно парень из Казани совершил экспедицию в глубинки Татарстана и Челябинской области в поисках полузабытой татарской народной музыки. После концерта в столичном Mezzanine мы пообщались с MITYA о музыке прошлого и будущего, звуках космоса и затерявшихся деревень.

У родителей дома была куча пластинок и дисков — The Beatles, Фил Коллинз, Led Zeppelin, Black Sabbath. Старший брат играл в рок-группе, носил длинные волосы — это на меня тоже сильно повлияло. Свою первую песню я написал именно для его группы. Мне было семь, я взял иностранный словарь и собрал в предложения первые попавшиеся слова. В итоге получились строчки вроде «Открой глаза, посмотри на себя в белом цвете надежды». После этого все девчонки были… у группы моего брата. Ну а мне достался респект старших. А ещё я очень любил слушать музыку из игр Dendy, в которые постоянно играл только для того, чтобы поставить на паузу и слушать эти сумасшедшие 8-битные гармонии. Я уже тогда научился закрывать глаза и путешествовать куда-то далеко.

Главный урок, который увёл меня от битбокса в музыкальное русло — это контроль эго. В российской битбокс-тусовке меня не удовлетворяло постоянное мерение скиллами, какой-то хейт. Все хотят кого-то уделать, эти батлы постоянные. А мне хотелось удивлять зрителя, издавать интересные звуки, дарить ему маленькую сказку на пять минут. В музыке нет места эгоизму. Ты можешь выражать себя, создавать свои миры, давать людям на пробу настроение. Если они хотят, то выносят из твоей музыки что-то, если нет — слушают что-то другое.

Люди же как-то притягивают к себе предметы, события, других людей, которые могут помочь с воплощением идей — просто надо впустить в свою жизнь это всё

Я благодарен битбоксу за возможность путешествовать, делать то, что хочется, получать за это деньги. Это, конечно, шикарно. Я смог поверить, что любимое дело можно сделать делом своей жизни. У человека часто есть такой барьер — он вроде и хочет делать что-то крутое, но боится. Со временем отвага вознаграждается, я в это свято верю. Нужно просто решиться и делать, делать. Даже если не будет получаться, и ты надолго окажешься без прибыли, то, по крайней мере, будешь занят любимым делом и будешь от этого счастлив.

Идея собирать по татарским сёлам народную музыку пришла ко мне два года назад. Я рассказал о ней своему другу Лёше из Red Bull — и всё. С тех пор я понял, что все эти тренинги не врут и мысли действительно материальны. Лёша передал идею в главный офис компании в России, после этого о ней узнали в Австрии. Два года спустя мы воплотили этот проект и представили его в Берлине.

Всё началось с простого разговора. Из этого вытекает моя вторая навязчивая идея. Я постоянно говорю друзьям, чтобы они делились своими проектами. Многие из них делают классные вещи, но не рассказывают о них широкой аудитории. Возможно, это суеверия. Мол, пока не сделаешь до конца — не трепись. Но люди же как-то притягивают к себе предметы, события, других людей, которые могут помочь с воплощением идей. Просто надо впустить в свою жизнь это всё.

 

Нужных людей мы искали долго. Первой зацепкой и отправной точкой был человек, который реконструировал древние музыкальные инструменты и проводил подобные экспедиции в 70-х годах — Геннадий Михайлович Макаров. Он один ходил с магнитофонной пленкой и записывал по деревням старинные песнопения. У него все эти архивы до сих пор остались. От Геннадия Михайловича мы и узнали первые контакты. Потом мы уже подключили компанию, которая занимается подобными экспедициями. Так что моего вклада, по большому счету, было мало.

Я с первого курса видел на всяких мероприятиях номера народной музыки, в них не было души. Просто студенты собираются и поют народные песни. У меня такое никогда восторга не вызывало. А здесь я вживую увидел, как это на самом деле должно происходить. Здесь эти традиции передаются давно и всё живёт по-настоящему.

Из минусов экспедиции — наверное, только жара. Когда с шести утра ходишь под палящим солнцем и где-нибудь на празднике традиционных татарских инструментов пьешь много медовухи, постоянно слушаешь или поёшь песни и приплясываешь, то у тебя рано или поздно начинает кружится голова и хочется прилечь в тенёчек. Но это минус такой, довольно романтичный. В целом всё было очень круто.

До этого я шесть месяцев провёл в студии, записывая прошлый альбом (EP «Meta» – прим.ред.), так что для меня вылазки в деревни и леса были просто бальзамом на душу. Запомнились персонажи, которые попали в этот сериал.

У каждого своя история, у каждого — доброе, открытое сердце, в котором есть место для музыки

Например, Азват Абый — мужчина, который играл на тысяче инструментов и половину из них сделал сам. Был такой фильм, «Холодное оружие», там коп в отставке жил в фургоне на берегу океана, полфильма он ходил голый, а половину — в джинсах и с пушкой. Шикарное кино. 🙂 Так вот, Азват Абый — такой же, но в татарских реалиях. Он заходит в свой фургончик — а там тысячи магнитных плёнок, старые инструменты. По-моему, от него ещё и ушла жена, потому что посчитала слишком несерьёзным. Он действительно весёлый такой, постоянно смеётся. Находиться рядом с ним очень приятно, Азват сразу к себе располагает. А сейчас ведь как. Большинство людей к тебе сначала присматриваются, будто сразу хотят от чего-то защитится. А тут бац — человек открытый, хороший, с историей.

И вот такие были повсюду. Бабушки, которым лет под 90, под 100, а они тебя красиво одетыми ждут, с гуслями, чтобы исполнить песни, потанцевать. Очень понравилось, как все нас встречали, накрывали столы, кормили как в последний раз, развлекали.

Я записал больше трёхсот живых семплов народных инструментов. Любимый — тот, который стал основой песни «Mariem». Это песня о татарской девочке Марием, которая погибла при странных обстоятельствах. Её спела мне одна старушка и это было очень трогательно, я даже пустил слезу.

Это действительно напоминало какой-то ретро-футуристский фильм или повесть, где изображали людей будущего, которые слушают свою странную электронную музыку и «динозавров» из прошлого с их гитарами. Я чувствовал себя каким-то мостиком между этими двумя мирами.

После этой поездки я понял, что в рамках «психоделического рока, поп-психоделики» тесно. На презентации программы в Германии люди делали скучное лицо, когда я говорил, что играю в этих стилях. Нужно было придумать своё название. В итоге звучание последнего альбома я обозначил как forest rock.

Будущее — за сильными и яркими личностями в музыке. Вот у Фредди Меркьюри было настоящее соитие с публикой. Вокальную перекличку он однажды закончил словами «Fuck you!», а публика от этого пришла в экстаз. Настоящий король — он их там поимел и все остались счастливы! Это не только музыка, это неописуемо. Такие вещи заставляют меня любить моё дело. Вчерашний концерт в Киеве заставляет меня любить моё дело. Вот эти закрытые глаза в детстве заставляют меня любить моё дело. Из-за этого я счастлив.

Искусственный интеллект не сможет заменить музыкантов, потому что в человеке есть незаменимая вещь — умение ошибаться. Компьютер нас в этом не преодолеет.

Слушая народную музыку в деревнях, я часто слышал всякие дребезжания, неправильности, плохо настроенные инструменты — всё это очень человечно. Это и придаёт музыке силу. Это как жизнь — она непредсказуемая, с ошибками

Если бы музыканты прошлого увидели на сцене меня одного, окружённого инструментами и примочками, они сказали бы «шайтан». Но по большому счёту ничего особенного у меня-то и нет. Такую же драм-машину, разве что не мигающую разноцветными огнями, использовали Talking Heads в 80-x. Примочки тоже аналоговые, древние.

Я часто могу слушать что-то крутое и не знать, что это музыка из Украины. ONUKA впервые услышал года два назад и был так восторжен, что даже написал ей комплимент. Она ответила и на этом наше общение закончилось. Я как раз только говорил о личностях — ONUKA великолепна вживую. У неё яркая, гармоничная картинка, красивейшая музыка, космический продакшн. Ну и за Дорном стараюсь следить, естественно, куда без него. Классный мужик.

Я слушаю и люблю очень много современной музыки. Первое, что приходит на ум это King Krule, Mount Kimbie, Unknown Mortal Orchestra, Still Parade. Мне вообще нравится музыка, которую делает один человек от начала и до конца, как у меня.

Мне хочется, чтобы люди приходили на концерт и забывали о проблемах, тревогах. Хочу, чтобы они отвлеклись и почувствовали праздник. И чтобы придя домой они, воодушевлённые моим примером, начинали заниматься чем-то своим, реализовывали мечты. Хочется отвлекать и от того, что говорят СМИ. Это всё так глупо, все эти деления, кем-то начертанные территории. Музыка стирает все эти грани. Все люди о чем-то мечтают, и почти всегда они хотят одного и того же — просто быть счастливыми.

Посмотреть все выпуски сериала «Эчпочфанк» об экспедиции Мити можно на YouTube.

Фото с интервью: Богдан Семенченко
Фото с концерта: Данил Привет

tags:
Ночь Боуи: как украинские артисты превратили песни гения в свои