Последний раз они выступали в Украине почти два года назад. Тогда как раз вышел их второй альбом «Universe Made of Darkness», с которым Tesla Boy заставили танцевать 12.000 зрителей в Москве, раскачали старейшую площадку Манхэттена Webster Hall и совершили невозможное в топе iTunes Russia — обошли сборник хитов Лепса.
В канун выступления на фестивале Z-Games под Одессой музыканты рассказали Comma об украинской музыке, «Kung Fury» и Малкольме Гладуэлле.
Tesla Boy выросли из модной группы чуть ли не в самостоятельный жанр. Видел, например, заголовок «Галымжан Молданазар — казахский Tesla Boy». А Иван Дорн как-то сказал, что «Мишка виновен» — это его ответ вам. Как вы сами считаете, за счёт чего Tesla Boy стали образцом для подражания?
Антон Севидов: Сложно анализировать себя изнутри, было бы проще выйти из тела Антона Севидова и посмотреть на его жизнь со стороны. Не буду кокетничать, искренне скажу, что не знаю формулы. Есть много исследований на эту тему. Например, книга «Переломный момент» Малкольма Гладуэлла, о которой многие знают или хотя бы слышали. В ней изучается мода и как она возникает, почему те или иные вещи становятся популярными.
Здесь сложилось много факторов, благоприятных для нас. На тот момент мы были, наверное, единственной российской группой, которой было что сказать новому поколению, не желающему слушать русскую попсу или музыкантов, которые не всегда попадают в ноты и струны. Рецепт прост: делать интересную музыку.
Я был впечатлён группой «Скрябiн». Очень жаль, что случилась трагедия с солистом, он, как я помню, был таким Майклом Хатченсом из INXS
Антон, ты всегда тепло отзывался об украинской музыкальной сцене. Тут за два года большой всплеск случился. Ты открыл для себя кого-то из украинцев за это время?
Антон Севидов: В последний год я вообще не особо следил, что происходит вокруг. Начал писать новый альбом и занимался какое-то время своей сольной пластинкой, поэтому был погружён в себя. Но для меня украинская сцена всегда была более музыкальной и разнообразной, чем российская.
Мне нравится Женя Филатов, его группа The Maneken и проект, которым, я так понял, он занимается — ONUKA. Ещё я всегда был большим фанатом группы «Скрябiн». Помню, впервые услышал их на фестивале в Сочи в 2002 году. У меня тогда была другая группа «Неонавт», с которой мы там выступали. Я был впечатлён группой «Скрябiн». Очень жаль, что случилась трагедия с солистом, он, как я помню, был таким Майклом Хатченсом из INXS.
Ты упомянул сольную пластинку. Я слышал, там будет даже симфонический оркестр. Можешь рассказать чуть больше?
Антон Севидов: Могу лишь сказать, что определённая работа уже проделана. Сейчас я взял паузу, переключился на новый альбом Tesla Boy. Но симфонический оркестр там будет, да.
Марк Ронсон в этом году в очередной раз перешёл на новый уровень — и хит «Uptown Funk», и шоу на Glastonbury. Когда-то Марк с Антоном заджемили на фортепиано в четыре руки и подурачились в студии. Почему знакомство не переросло в совместную запись?
Антон Севидов: С Марком Ронсон мы дружим. Когда я записывал предыдущий альбом, то показывал ему треки, и он давал мне дельные советы. Сейчас мы не так часто общаемся, потому что у него плотный график после выхода новой пластинки, но связь поддерживаем. Посмотрим, я, конечно, буду счастлив, если Марк сможет каким-то образом поучаствовать в нашей новой записи.
Я почти два года не видел Tesla Boy вживую, но подозреваю, что одна вещь не поменялась — ещё со времён дебютного ЕР кульминацией сетлиста остаётся «Electric Lady». Многих музыкантов утомляют их главные хиты. Как вы относитесь к этой песне сегодня?
Антон Севидов: Сейчас основная программа заканчивается другим треком, а «Electric Lady» мы играем только на бис. Действительно, играть одну и ту же песню достаточно занудно и можно сойти с ума. Поэтому Лёня, Миша и Стас уже привыкли к тому, что каждый концерт непредсказуем, и никто не знает, что я решу играть дальше, и в какую сторону пойдет импровизация.
Это элемент, от которого я не хочу отказываться. Более того, я всегда стараюсь его усиливать. Иногда это заканчивается тем, что трек, который закрывает концерт, перерастает в импровизацию на 20 минут. Я знаю, что Дэйв Брубек буквально ненавидел «Take Five», потому что на каждом концерте люди хотели слышать именно его. Поэтому импровизация — единственное средство от скуки.
Импровизация — единственное средство от скуки.
Недавно вышел фильм «Kung Fury» — уверен, вы слышали. Это же готовый видеоряд под песни Tesla Boy, как считаете?
Станислав Астахов: Отличный фильм. Мой любимый момент — когда Гитлер стрелял через телефон. С нетерпением жду выхода «Turbo Kid». Конечно, некоторые из наших треков могли бы хорошо вписаться в такие работы, но в целом, я считаю, что наше творчество серьёзней и глубже, чем саундтреки к эксплуатационным фильмам.
Михаил Студницын: Да, фильм я видел, он много шума наделал в Интернете. Надо отдать должное парню, который это все сделал. Проделана гигантская работа, все эти спецэффекты, операторская работа, костюмы. Я был восхищён. Кстати, официальный саундтрек к этому фильму тоже здорово подобран и даже продаётся в цифровом виде. Не могу не согласиться, что музыка Tesla Boy подошла бы к этому фильму, но там настолько всё гармонично, я бы ничего не менял.
В прошлом году появился сингл «Keyboards & Synths» и крутой клип, квинтэссенция темы синтезаторов. Потом был сингл «Strong», где стало больше живого звучания. В этом году вы вообще сделали «акустическую» программу. Можно ли сказать, что смену вектора вызвала усталость от синтезаторов? Инструмент на какое-то время изжил себя?
Леонид Затагин: Ни в коем случае. От синтезаторов мы никогда не устанем. Акустическая программа — это просто эксперимент. Нам было интересно, как зазвучат песни Tesla Boy в таком формате. Мы взяли классический набор инструментов — пианино, акустические барабаны, бас и гитара, перкуссия, добавили глокеншпиль. Результат превзошёл все ожидания. Уверен, мы еще не раз это повторим. Кстати, «Keyboards & Synths» в акустической программе тоже есть.
Я искренне верю, что музыка может объединять людей, сглаживать недопонимания и обиды
Уже много лет Tesla Boy остаётся одной из самых востребованных местных групп за рубежом и, в частности, в США. Возвращаясь после очередных гастролей в Россию, не возникает внутреннего диссонанса? Желания уехать?
Станислав Астахов: Честно говоря, некогда думать об этом. Возвращаясь с очередных гастролей, возникает только одно желание — выспаться. А потом снова работа, снова гастроли.
Михаил Студницын: Хороший вопрос. Я каждый раз думаю об этом, находясь в самолёте, по прилёту из очередного заграничного тура. Пока, наверное, рано об этом говорить. Впереди у нас много интересного. Здорово, что мы много гастролируем и часто находимся за границей. Не так важно, где мы «базируемся» — важно развивать охват слушателей по всему миру.
Международная ситуация в последние годы обострилась. Повлияло ли это на приём Tesla Boy за рубежом? На общение с промоутерами, публикой?
Леонид Затагин: Честно говоря, мы не заметили каких-то изменений.
Итак, скоро вы выступите в Украине, на Z-Games. У вас есть возможность что-то передать украинской публике, чтобы она пришла на ваш лайв подготовленной.
Антон Севидов: Для нас это очень волнительно, мы давно не были в Украине. Я искренне верю, что музыка может объединять людей, сглаживать недопонимания и обиды. И очень радует, что мы едем в Одессу, по которой успели соскучиться.
Станислав Астахов: К нашему лайву можно и не готовиться. Приходите внезапно. Как поётся в одной старой песне: «Come as you are, as you were».
Михаил Студницын: Мы давно не были с концертами в Украине, очень соскучились, и, я думаю, это взаимно. За это время много интересного появилось в нашей программе. Пауз не будет, так что танцевать придётся на протяжении как минимум полутора часов без остановок. Готовьте ноги! Мы всех очень ждём!
Встречайте Tesla Boy, O.Torvald, Noize MC
и других на Z-Games с 20 по 24 августа
Фото: Jurij Treskow