The Maneken: «Сегодня поп-музыка — это запрограммированная, прогнозируемая машина»

,

08 December 2015

0

0

В последние два года Евгений Филатов, известный как The Maneken, продюсировал записи ONUKA, Джамалы, Ивана Дорна, Brunettes Shoot Blondes, SunSay, Lissa Wassabi и других. Принято говорить, что сейчас The Maneken на пике. На самом деле, подъём только начинается — сегодня вышел его EP «Sale 30%», предвестник полноценного альбома. Евгений рассказал Comma о новых треках, любимых продюсерских работах, студийном оборудовании и многом другом.

Давай начнём с обложки. Ты назвал релиз «Sale», ещё и поставил наклейку «30%» — это тридцать процентов полноценного альбома?

Название «Sale» хорошо сочетается с названием The Maneken. Этот EP — первая часть трилогии. В следующем году будут цифровые релизы еще двух частей, по пять треков в каждой, а потом — релиз полного альбома на дисках и виниле. В физическом издании будут и дополнительные треки. Мне нравится развлекать слушателя такими приемами.

По-моему, есть в этом названии ещё и ирония по отношению к культу потребления.

Так и есть. У меня ощущение, что музыка — по крайней мере, коммерческая — из области искусства окончательно перешла в сферу развлечений. Вот недавно прочитал статью о том, как несколько шведов пишут самые хитовые треки для главных американских поп-звезд.

Надеюсь, мой новый материал сможет понять даже не самый продвинутый слушатель

Макс Мартин и компания.

Точно. Хочу заказать эту книгу («The Song Machine: Inside the Hit Factory» Джона Сибрука – прим.). Когда я услышал The Weeknd «I Can’t Feel My Face», подумал: «Вот молодец! Сидел, писал-писал — и написал супер-песню». А оказалось, что эта песня прошла через несколько пар рук и в итоге её определили в репертуар новоиспечённого артиста The Weeknd. Это напрочь рушит все мои светлые представления о талантливых музыкантах. Сегодня поп-музыка — запрограммированная, прогнозируемая машина, которая перемалывает материал и лишает артиста свободы творчества.

Так что, да, ирония в названии «Sale» заложена. А ещё намек на то, что музыка у нас в стране продаётся, мягко говоря, не очень хорошо.  Я имею в виду официальные продажи записей. Вот и получается, как будто ты продаешь со скидкой новую коллекцию. Это музыка, которую я прорабатывал в своей голове последние два года и, наконец, нашёл время ее записать. Я надеюсь, этот материал сможет понять даже не самый продвинутый слушатель.

Песни на русском языке — «Обратный билет», «Л/П» — тоже обращение к не самому продвинутому слушателю?

Да. Песня «Обратный билет» на выступлениях показала себя с хорошей стороны — людям это нравится, это просто, весело, это fun. Но я перестал получать от этого удовольствие, с русскими текстами всё становилось слишком конкретно и прямолинейно. Английский язык меня как музыканта больше устраивает, и по звучанию, и по многослойности смыслов, которые ты вкладываешь в текст песни.

С этим понятно — вырос на англоязычной музыке, да и слог мягче.

Как только я слышу себя на русском языке, то сразу слушаю, о чём я пою. А мне привычнее воспринимать голос как инструмент.

Расскажи понемногу о каждом из треков. «Networked Life», например, тянет на сингл.

«Networked Life». Иногда я сижу в кафе и наблюдаю, как народ вокруг погружается в альтернативную реальность. Молодые парочки, которые вместо того, чтобы разговаривать, проверяют количество лайков. Когда я потерял свой смартфон и перешёл на максимально простой мобильный без интернета, я понял, что это мой осознанный выбор. Социальная активность от этого не упала, но я смог переключиться, избавиться от зависимости. Не могу пренебрегать соцсетями, потому что я артист и публичный человек, да и нравится мне это. Но это увлечение постепенно переходит в нездоровую фазу. Песня об этом. А ещё я очень люблю духовые и струнные, и записал для этой композиции симфонический оркестр.

Следующей идёт песня «Dancing», припев которой состоит из двух строчек: «dancing all night long, dancing on my own». Этим всё сказано. Беззаботное танцевальное ню-диско.

Песня «Mary» напоминает Earth, Wind & Fire. Она написана под влиянием диско и фанка, которые  мне ставил папа сначала на бобинах, потом на двухкассетном магнитофоне. Заигрывание с культурой 70-ых, особенно в настроениях духовых и перкуссии.

В песне «Go!» спел Андрей Ковалёв из группы Brunettes Shoot Blondes. У нас с ребятами хорошие отношения, я помогал им с синглом «Bittersweet». Сначала «Go!» спел я, потом вспомнил тембр Андрея и понял — надо, чтобы он записал главную вокальную партию.

Песня «The Recipe». Часто у меня спрашивают: «Что вы можете посоветовать молодым музыкантам? Есть ли рецепт успеха от Манекена?» Песня об отсутствии такого рецепта. Как видишь, я не копаю глубокие темы. В треках The Maneken или повседневная жизнь или около-любовная лирика. Вот нравится мне подход к текстам Jamiroquai и плевать, что он без конца поёт о закатах, кабриолетах и вечном лете.

Ты часто говоришь, что, сочиняя или слушая музыку, видишь картинки. «Sale» — это какие картинки?

Под песню «The Recipe», к примеру, я вижу человека, который отличается от всех. У него нет лица. Есть одежда, но мы видим тень вместо тела, силуэт. Он живёт обыденной жизнью, но ближе к кульминации песни наступает ночь, этот человек включается как лампочка, горит, и всё, к чему он прикасается, с чем взаимодействует, тоже начинает светиться.

После того, как мы сняли в Америке клип на песню «Обратный билет», я открыл для себя целый жанр «road music video», это когда ты едешь в машине в беззаботном настроении, и в жизни все прекрасно. Такие картинки тоже всплывают в сознании. Я бы с удовольствием ещё раз поехал в Лос-Анджелес и снял клип на одну из новых песен в таком стиле.

Раньше ты работал как продюсер с большими поп-звёздами, сейчас делаешь упор на новое поколение.  Это твой сознательный выбор? Ведь наверняка же на твой саунд большой спрос.

Музыкой я занимаюсь лет тринадцать, и поначалу набирался опыта, делая аранжировки для состоявшихся артистов. Но с тех пор, как появился The Maneken, я переключился на себя. Приятно, что сейчас, спустя шесть лет, к моему мнению прислушиваются молодые артисты. Всегда стараюсь находить время на работу с ними. Все с кем я работал за последние два года — мои хорошие друзья.

О том, как работает твоя связка с ONUKA или Джамалой, сказано много. А где ты в альбоме Ивана Дорна «Randorn»?

Ребята принесли мне четыре трека — «Мишка виновен», «Гребля», «3000» и «Случайная». Они были уже написаны и спродюсированы, так что я занимался сведением всей аранжировки в единое целое и лёгкой ретушью. Пару инструментов дописал, пару нюансов исправил.

В прошлом году ты выпустил сборник «Best Of» как The Maneken. Если представить твой «Best Of» как продюсера, что будет, скажем, в топ-5?

На мой вкус — это ONUKA «Misto», Джамала «Заплуталась», Иван Дорн «Случайная», пусть не самый коммерческий трек, но мне работа над ним понравилась больше всего, дальше Brunettes Shoot Blondes «Bittersweet», ну и Sunsay «Love Manifest». 

Вот нравится мне подход к текстам Jamiroquai и плевать, что он без конца поёт о закатах, кабриолетах и вечном лете

Я всегда с интересом смотрю фотосессии и ролики из твоей студии — там столько легендарной аппаратуры. Что из этого «железа» у тебя в фаворитах?

Больше всего мне нравятся клавишные инструменты, бас-гитары и перкуссия. Из клавишных мои любимые — это Rhodes piano, Hohner Clavinet и Wurlitzer. Rhodes — это, допустим, Jamiroquai. Clavinet – конечно, Стиви Уандер с песней «Superstition». Wurlitzer — Рэй Чарльз. Ещё классика синтезаторов — Roland Juno 6, который у меня есть почти в каждой аранжировке, и Minimoog Voyager.

Бас-гитары — Fender Precision 73-го года, который можно услышать в новом альбоме, звук перепутать невозможно. И Viola Bass как у Пола Маккартни во времена The Beatles — бас-гитара, похожая на скрипку.

Ну и большущий ящик перкуссии, всевозможные тарахтелки, гремелки, стучалки — я это очень люблю. Часть мне дарили, часть я покупал в разных странах. Мой отец — преподаватель ударных и перкуссии в консерватории, так что это ещё и его влияние сказывается.

Евгений Филатов как саунд-продюсер и The Maneken как артист на сцене — удовольствие от этих воплощений для тебя равноценно? Или есть позиция: «Я, прежде всего, выступающий артист»?

Перед выходом на сцену я каждый раз волнуюсь как перед экзаменом, когда не знаешь, какой билет попадётся. Но как только начинается вступление первого трека, тебя переполняют ощущения, которых в студии не достигнешь. Студия требует усидчивости, удовольствие от записи растягивается во времени, а сцена даёт быстрый адреналин и эмоции — я люблю совмещать эти стороны деятельности.

Вот вчера был на концерте Джамалы, и мне показалось, что новая планка звучания вживую в стране установлена, и к этому нужно стремиться всем артистам независимо от жанра. Джа сделала всех, очень рад за неё.

Это точно. Я такого восторга от концертов наших артистов не испытывал, наверное, со времён Esthetic Education.

У меня в последний раз такие ощущения были на концерте Земфиры в киевском Дворце Спорта во время тура «Жить в твоей голове». Я оценивал, как эта музыка подавалась, как она была вызвучена. После этого я стал поклонником Земфиры.

Вот кстати по поводу уверенности на сцене. Я с трудом представляю The Maneken или ONUKA в акустике или формате unplugged — прежде всего, из-за большого количества электронных девайсов и вокальных фильтров. Грань ведь очень тонкая между тем, чтобы пользоваться этими девайсами и быть их заложником. По-твоему, насколько эти проекты зависимы от продакшна?

Есть мысль сделать unplugged вместе с Натой, причём исполнить даже не свои песни, а 10-12 каверов на артистов, которые нам нравятся. Об unplugged с материалом ONUKA и The Maneken мы тоже думаем. Ната очень любит электронику и те инструменты, которыми пользуется — Suzuki Omnichord, вокодер, который одной клавишей раскладывает твой голос на несколько партий и добавляет бэки. Я старался минимизировать количество инструментов, в итоге мы подобрали именно такой сет-ап, который наилучшим образом позволяет воплотить музыкальные идеи ONUKA на сцене.

Что касается The Maneken — для концерта Enjoy Records в Atlas я взял отдельного клавишника. Подумал, если я буду сам играть партии из новых песен, не кайфонёт никто – ни я, ни публика. Мне пришлось бы стоять боком, руки были бы постоянно заняты, нужно было бы  сосредоточиться на игре. Кроме  клавишника я пригласил двух бэк-вокалисток, а себе оставил лид-вокал, немного перкуссии и тамбурин. Мне так интереснее, я хочу танцевать и общаться с публикой. Мне важна полная свобода в подходе к выступлению, но при этом музыка должна звучать качественно.

Вчера был на концерте Джамалы, и мне показалось, что новая планка звучания вживую в стране установлена

В последнее время ты ещё и арт-директор клипов — начал с «Look» и «Time» для ONUKA…

Спасибо, что назвал арт-директором, а не режиссёром. Действительно, причислять себя к режиссёрам я пока не могу, профессия серьёзная. Нужно потратить годы на изучение и практику, но мне это интересно, я продолжаю самообразование. А пока музыка просто рождает в моей голове образы, которые я пытаюсь воплотить в клипах.

Например, стало интересно, как добиваются определённого качества изображения. Оказалось, есть специальная оптика, которая стоит очень дорого. Но можно покопаться в Интернете, найти старый советский объектив от кинопроектора, поколдовать над ним и  получить  похожий эффект. Малобюджетный вариант. Я занялся этим, смастерил себе такое фоторужьё и теперь снимаю анонсы и студийные видео с помощью этого старого объектива.

К этому я и вёл. Я так понимаю, «Time» тоже снимался при минимальном бюджете? Тогда это вовсе мастер-класс для инди-артистов в Украине.

Оператором клипа выступил Александр Добрев, который, в первую очередь, фотограф. Режиссёром выступил я, хотя я вообще не режиссёр. Продюсером стал Игорь Тарнопольский. Клип был снят на коленках в том смысле, что его сделала группа людей, которые не являются профессионалами в этой области. Без технической базы — была одна камера с возможностью съёмки slow motion, подсъёмки в студии и большая работа пост-продакшна, который это всё раскрасил, сделал бегущие облака и т.д. Снимали на лимане Куяльник под Одессой, покупали билеты в ботанический сад в Киеве. Рискнули — и получилось. Но это вообще не панацея и не значит, что теперь так будет получаться всегда.

Действительно, у тебя часто спрашивают совета молодые музыканты. Рецепта нет, но ведь очевидные первые шаги есть? Предположим, кто-то хочет стать саунд-продюсером, но нет бюджета на студийное оборудование — какой софт ему установить на лептопе?

Начать нужно не с софта, а с музыкального анализа. Слушать много музыки, определяться со своими пристрастиями. Научиться раскладывать звучащую музыку на дорожки. Музыка — нематериальное искусство, её нельзя пощупать, но музыкальный продакшн — процесс, у которого есть материальное воплощение. Что бы я ни слушал, у меня есть привычка автоматически рисовать в голове программу, в которой отдельными волнами показаны ударные, бас, гитара, бэки, спецэффекты, клавиши.

Правда, в последнее время я слушаю таких интересных артистов, чья музыка вроде не особо сложна, но не поддаётся подробному анализу — настолько она непредсказуема. В частности, это Everything Everything, на разогреве у которых я буду выступать 13 декабря в Sentrum.

Ну а по поводу софта — времена огромных студий, в которых работает много людей, действительно проходят. Я знаю музыкантов, которые записывались в спальне, с лептопом, и от этого их музыка не особо пострадала. Лично я использую Pro Tools, Logic и Ableton. Хотите с ними разобраться — YouTube и блоги в помощь.

Ну и надо быть готовым к тому, что обучение — процесс, который займёт очень много времени. Вот я тринадцать лет делаю музыку и до сих пор не понял: я уже научился или ещё учусь? По-моему, учусь. Причём полным ходом, и не вижу этому конца и края. Совершенству нет предела.

Пётр Чернявский: «В украинской музыке всё время кто-то норовит заскочить в чужой поезд»