Anarchy in the UK: как выход Британии из Евросоюза изменит мировую музыку

,

24 June 2016

0

0

23 июня в Великобритании состоялся референдум за выход королевства из Евросоюза. По данным The Guardian, инициативу поддержали 52% избирателей. Британия покидает ЕС. Уже на следующее утро мировую экономику начало лихорадить. Последствия референдума, так или иначе, ощутит весь мир. Разберём это на примере отдельно взятой индустрии — музыкальной. Ракурс можно считать показательным, ведь по данным UK Music в 2014 году вклад музыкальной индустрии в экономику страны составил £4.1 миллиарда. Сегодня музыка приносит Британии на 5% больше прибыли, чем любая другая отрасль экономики. А что будет завтра?

 

Производство

Британские лейблы по-прежнему используют европейские, более дешёвые заводы по производству винилов. По словам Карен Эмануэль, основательницы британской виниловой компании Keyproduction, в стране нет альтернатив, местным заводам не под силу произвести даже четверть нужного объёма пластинок. Это значит, что о подъёме продаж винилов, о котором так говорили в последние годы, можно забыть.

Продажа

В 2015 году по продаже альбомов британские артисты заняли значительную нишу на шести самых больших европейских рынках — в Нидерландах (33,4%), Италии (19%), Швеции (16.7%), Германии (16.4%), Франции (15.5%), Испании (12.4%). Как объясняет официальный представитель Британской ассоциации производителей фонограмм (BPI), в США похожая ситуация, но если там упор идёт на цифровые релизы, то в Европе гораздо лучше расходятся диски и винилы, а именно с них музыканты получают больше авторских отчислений. Этот успех позволял британским лейблам создавать рабочие места и вкладывать исключительно большие суммы в развитие новой музыки. Но так дела обстояли до референдума.

Комментирует Майкл Макклетчи, сооснователь лейбла Moshi Moshi Records: «Если мы променяем торговлю с Европой на укрепление отношений с Бразилией, Китаем и Индией, с музыкальной индустрией это не сработает, у нас мало связей с этими странами, да нам и не пробиться на их рынки, там совсем другая поп-музыка и исторически сильная музыкальная самобытность».

Гастроли

Когда британский артист соберётся в европейский тур, всей его команде придётся не только оформлять рабочие шенгенские визы, но и готовить особый документ, декларирующий каждую деталь технического оборудования, чтобы артист не дай Бог не импортировал или экспортировал технику без уплаты НДС. Такой документ обойдётся в €1000—€2500 и будет действителен 12 месяцев.

«Мы говорим о тотальном хаосе, — комментирует Бриони Октобер, занимающаяся техническим обеспечением музыкальных туров. — Если промоутерам придётся быть визовыми спонсорами артистов, гарантом их платежеспособности перед визовыми центрами, промоутеры не захотят рисковать и будут избирательнее подходить к списку артистов».

Продолжает Колин Робертс из менеджмента Bloc Party: «Оформление гастрольных виз — это минное поле, дорогостоящая процедура, вот почему так тяжело выехать с концертами в Штаты. Даже для гастролей в страны вроде Японии, куда несложно получить визу, всё равно тратится уйма денег и времени. Сейчас общество защиты исполнительских прав (PRS) выделяет большую часть бюджета на помощь группам в организации гастролей по США. Получается, теперь им нужно перераспределить финансирование и на гастроли по Европе».

Это значит, что молодым британским музыкантам будет гораздо сложнее выбраться с концертами в соседние страны. Более того, процесс будет двухсторонним: британским меломанам придётся ещё больше зациклиться на британской музыке, так как европейские артисты будут продвигать себя здесь ещё меньше.

Фестивали

По словам Пола Рида, главного менеджера Ассоциации независимых фестивалей, в 2014 году «музыкальный туризм» принёс британской экономике £3.1 миллиарда. 39% посетителей концертов и фестивалей в Британии — гости из других стран, в основном европейских. А теперь, выбирая между Glastonbury и Reading, они предпочтут Sziget, а вместо The Great Escape поедут на Tallinn Music Week.

Концертные площадки

Евросоюз финансирует музыкальную индустрию причастных стран. Заявки на гранты из Британии удовлетворяли в 46% случаев, в то время как в среднем по Европе показатель держался на 24%. Целый ряд британских концертных залов финансировался европейскими деньгами. Среди них, например, лондонский тысячник The Village Underground, в котором проходят — или, вернее, проходили — солдаутовые концерты Джеймса Блейка, Нильса Фрама, Алиши Киз, The Kills, Кейт Темпест, Тони Аллена, Kaytranada, Oneohtrix Point Never, Mura Masa, Shura, Ликке Ли, Snarky Puppy и многих других. Теперь о грантах можно забыть.

Anarchy in the UK

Больше аналитики на эту тему можно почерпнуть из исследования Pitchfork. Главный вывод один: британские артисты, лейблы, площадки и фестивали подстроятся под новые условия (BPI уже готовит для властей предложение по урегулированию налогов и привлечению инвестиций в музыку), но всё равно потеряют внушительную часть прибыли и публики. Больше всего это скажется на молодых и развивающихся.

В то же время, если раньше песни становились хитами в Европе через британские чарты, то теперь музыкальная диктатура Британии ослабнет, открыв множество возможностей для местных артистов развиваться в родных краях. Грядут интересные времена.

Tomorrowland: фестиваль завтрашнего дня