Ученица одного из основателей бибопа, жена великого Джона Колтрейна, последовательница индуистских гуру, Элис прошла долгий путь, прежде чем прийти к собственной музыке. После нескольких десятилетий тишины, в 2017 году на лейбле Дэвида Бирна Luaka Bop вышла пластинка «World Spirituality Classics 1: The Ecstatic Music of Alice Coltrane Turiyasangitananda»» — медитативное, наполненное космосом переиздание, кропотливо восстановленное по плёнкам.
Рождённая в Детройте в его «золотую эру», Элис с детства была окружена музыкой — её мама пела в хоре, папа был бас-гитаристом. В семь лет девочка села за пианино. Играя госпел, джаз, блюз, она вкладывала в музыку так много переживаний, что её быстро заметил Бенни Моупин — бас-кларнетист, который только недавно участвовал в записи альбома «Bitches Brew» Майлза Дэвиса. Благодаря ему Элис впервые познакомилась с музыкой Джона Колтрейна. Намного позже, после смерти мужа, она скажет, что уже при первой встрече почувствовала: у Джона есть особенный дар. И будет называть его своим музыкальным учителем.
Несмотря на то, что Элис широко известна, скорее, как пианистка, в первый состав квартета Джона Колтрейна она должна была войти с вибрафоном — ударным инструментом, похожим на ксилофон и маримбу. Когда настало время заняться собственной музыкой, фортепиано и вовсе показалось ей «обрывчастым, фрагментарным». Элис взялась за те инструменты, которые издают продолжительный, «более духовный звук», а значит выражают что-то вечное, и остановилась на органе и арфе, которые сделали её музыку такой запоминающейся.
Арфа — нехарактерный для джаза инструмент. Но Элис Колтрейн удалось так тонко вплести его в свою музыку, что в последствии этот переливающийся звук стал её отличительной чертой. Он появляется уже на пластинках 70-ых, среди которых особенно важна «Journey in Satchidananda», записанная вместе с джазовым саксофонистом Фэроу Сандерсом.
Звучание арфы Колтрейн вдохновляет музыкантов до сих пор. Пол Веллер из Jam посвятил артистке «Song for Alice». Соланж опубликовала «Turiya & Ramakrishna» из альбома «Ptah, the El Daoud» (1970) на своём сайте saint heron. Flying Lotus, который, к слову, приходится Элис внучатым племянником, написал в её честь трек «Auntie’s Harp». Отдельной истории заслуживают музыкальные взаимоотношения Колтрейн и Джонни Гринвуда, который часто оставляет отсылки к её музыке — в песне Radiohead «The Numbers», сольном треке «Bodysong», саундтреке к фильму «Нефть» — и, кажется, в самом деле приближает к бесконечной жизни.
Несмотря на то, что альбомы 70-ых считаются вершиной творчества Колтрейн как джазовой пианистки и арфистки, в её жизненных поисках это скорее переходной период. Закончив контракт c Warner Brothers в 1978 году, Элис наконец-то почувствовала полную свободу и ушла от публичной жизни. В 75-ом она открыла собственный ашрам, после — поменяла имя на Свамини Турьясангитананда, что в переводе означает «высшая песня Бога». Артистка полностью посвятила себя тому творчеству, которое её больше всего интересовало — духовному и беспрерывному.
«World Spirituality Classics 1» интересен не только со стороны духовных поисков, но и с музыкальной точки зрения. Здесь мы впервые за все десятки альбомов и коллабораций слышим голос Колтрейн — и он сразу пленяет. Немного басовитый, мягкий и очень уверенный, он и вправду способен доставить неземное удовольствие. То же можно сказать о клавишах: Элис прекрасно владеет Вурлитером и Хаммондом, заворачивает мелодии в спирали и делает отступления от основной линии так, что это начинает напоминать Рика Райта и Джона Лорда в их самые лучшие времена.
Элис взялась за те инструменты, которые издают продолжительный, «более духовный звук», а значит выражают что-то вечное
Бэк-вокалисты в какой-то момент поют так виртуозно, будто их взяли прямо из «The Great Gig in the Sky». И подобно тому, как в этой песне со спокойного начала через безумные и повторяющиеся кульминации всё снова сходится в точке спокойствия, в записях Колтрейн, по всем законам музыки ашрама, начало и конец повторяются и создают собой один беспрерывный цикл.
Не найдя поддержки у Warner Brothers для записи своей новой музыки, отшельница и предводительница ашрама почти вручную записала четыре кассеты удивительного праздника звуков. Они лежали на полке 22 года, чтобы быть услышанными сейчас. Это издание — только начало переосмысления великого творчества Элис Колтрейн.