Arcade Fire в Торонто: миф наяву

Одна из самых важных групп современности создает фееричные шоу с неожиданными сюжетными поворотами и трюками. Родная Канада встречает героев весело и громко.

Огромный Air Canada Center, вмещающий почти 20.000 человек, был заполнен до отказа. В этом туре Arcade Fire попросили всех желающих одеться в парадные наряды, так что еще до запуска в зал создавалась празднично-карнавальная атмосфера: многие пришли в веселых костюмах. Во главе очереди были энтузиасты, надевшие костюм «рефлектора» — человека-зеркала из клипа «Reflektor». Перед концертом мимо фанов прошли люди с огромными папье-маше-головами участников группы из того же видео, что стало уже традицией тура.

Разогрев был одним из самых запоминающихся. Канадский ди-джей Kid Koala, которого группа потом со сцены назвала «лучшим ди-джеем в мире», сводил музыку без ноутбука и наушников, создавая невообразимые миксы и комбинации звуков. После него электронщик из Балтимора Dan Deacon превратил фан-зону в безумную вечеринку, граничащую с арт-инсталляцией. Дэн командовал людьми, как собственным отрядом, добавляя абсурдные шутки и нереальные призывы: «сделайте круг, сейчас будет танцевальный конкурс», «разделитесь на две группы и выберите лидера, за ним вы будете повторять все движения», «бегите друг другу навстречу и давайте всем high-five». Было весело наблюдать за происходящим. В какой-то момент один из танцующих лидеров команд снял маску и оказался вокалистом Arcade Fire!

После такого разогрева атмосфера стала еще более праздничной. Вскоре наконец-то появились Arcade Fire — сначала на мини-сцене посреди фан-зоны спели фрагмент «My Body Is A Cage» с минимальным сопровождением, потом буквально за секунды прибежали на главную сцену и сразу же начали сет с «Reflektor», божественного заглавного трека из нового альбома. Одетые в яркие костюмы с флуоресцентными элементами, музыканты от первой и до последней секунды играли с невероятной энергией.

Каждая песня несла в себе элемент неожиданности и перформанса от Уина Батлера. Уже на втором куплете «Reflektor» он подошел к краю сцены, на строчке «We’re so connected, but are we even friends?» взял у кого-то фотоаппарат, сфотографировал зал и вернул обратно. Перед «Rococo» Уин спел куплет из «Wrecking Ball» Майли Сайрус, а потом пошли слова песни: «Let’s go downtown and watch the modern kids», таким образом проводя параллели с современной подростковой культурой.

Когда группа должна была выходить на бис, на второй сцене неожиданно появились Arcade Fire с головами из папье-маше, но позже они оказались «самозванцами» — на основную сцену вернулись настоящие Arcade Fire.

Во время «Normal Person» на сцену вышел человек в образе Роба Форда, скандально известного мэра Торонто. Вместо головы у него был куб-экран с видео-лицом мэра. Реакция зала была бурной — смех, ликование, замешательство. На одной из песен Уин просто запустил свою гитару в зал. Зритель, поймавший ее, радовался подарку недолго — вскоре гитару выудили обратно.

Самым магическим моментом для меня стала песня «It’s Never Over (Oh Orpheus)». В ней Уин Батлер и Режин Шассань поют как Орфей и Эвридика, персонажи древнегреческого мифа. По сюжету Орфей следует за голосом Эвридики, которая пытается выбраться из царства мертвых, и для этой песни Режин появилась на второй сцене посреди зала, окруженная фигурами в зеркальных костюмах. В кульминации Уин и Режин застыли на сценах друг напротив друга и стали перекликаться, как Орфей и Эвридика, через огромное море людей, превратившихся в этом сюжете в реку Стикс. Музыка и миф, представление и символизм смешались в нечто целостное. Я не знаю других музыкантов, которые были бы способны на такое.

Апофеоз карнавала пришелся на «Here Comes The Night Time» — на фан-зону обрушились тонны конфетти, песня перешла в безумный ритм. Хотелось быть и в зале, и с музыкантами на сцене, чтобы видеть реакцию людей. Последним номером стал главный концертный гимн группы — «Wake Up». Весь зал пел душераздирающую мелодию припева вместе с группой. После выступления все сгребали конфетти с пола и опять разбрасывали. И абсолютно не хотелось стряхивать их с волос. Такие концерты должны длиться вечно.

Андрій Прокопенко