Каждый раз впечатляет город и теплый прием. Мы много путешествуем, но Киев из тех мест, которые всегда в моем сердце. Серьезно, поверь. Бывает, что приезжаешь в город впервые, а уже чувствуешь себя как дома. Как будто в предыдущей жизни был местным. Так у меня с Киевом, цепляет. А эта статуя со щитом и мечём! Что за леди?
Итак, ты третий раз в Украине — есть особые воспоминания о прошлых визитах к нам?
Родина-мать.
Крутая, скажи? Защитница.
Да уж. Когда Faithless приезжали, они тоже были в восторге от этой статуи, грозились ночью устроить нелегальный рейв у ее подножья.
Впечатляет!
Ты росла в окружении музыки и поэзии. О музыке ты рассказывала много — от Нины Симон и Билли Холидей до Nirvana и Pixies. А какая поэзия сформировала тебя как личность? Ведь в твоих текстах чувствуется сильный посыл.
Я люблю Эмили Дикинсон. У нее есть восхитительное стихотворение, которое начинается со строчек: «He fumbles at your spirit / As players at the keys…» Не до конца уверена, что она имела в виду, но у меня в этих строчках свои смыслы. Патти Смит, мне очень нравятся ее поэмы, задевают. Люблю Т.С. Элиота.
Да вообще я люблю погружаться в любую поэзию. Понемногу заставляю себя читать Шекспира, это занимает много времени, потому что каждая прочитанная строчка взрывает мозг, ты перечитываешь ее — и эффект повторяется. Я люблю поэзию. А ты любишь поэзию?
Да, и Элиота в том числе, а «Just Kids» Патти Смит — одна из любимых книг.
У меня тоже одна из самых, на все времена! Это так здорово, что Патти Смит и Роберт Мэпплторп были друг у друга, им очень повезло. Они добавляли друг другу смелости, уверенности в себе, и это двигало их вперед сквозь сложные годы.
То ли в этой книге, то ли просто в воспоминаниях Патти Смит рассказывала, как впервые влюбилась в слова и в необходимость выражать себя. Ей было пять-шесть лет, она гуляла вдоль берега речки — помню, когда я впервые это читала, я поразилась — вдруг она увидела лебедя, который приземляется на воду, а потом взлетает снова. У нее перехватило дыхание, она не могла описать ощущения. И тогда впервые ощутила эту острую жажду самовыражения через слова. Эта история очень вдохновляет меня по жизни. Патти Смит — та, кем я пытаюсь стать… Понимаешь, о чем я?
Думаю, да.
Я к тому, что я никогда не буду… Если я буду значить хотя бы миллионную частичку того, что значит Патти Смит, то буду счастлива.
Ты будешь собой, это важнее.
Верно.
Чем ты зарабатывала на жизнь и как продвигалась твоя карьера до того, как ты откликнулась на объявление Трики? (В 2008-ом Трики, не называя себя, разместил в газете заметку «Требуется ведущая вокалистка, подготовленная и разноплановая, для работы с известным артистом, тур по Европе на два месяца», так Франческа попала на прослушивание — прим. ред.)
Я сделала себе демо-записи с помощью друзей, которые занимались музыкой, отправила их разным людям, так у меня появился менеджер. Давала концерты в Лондоне и окрестностях, но этим нельзя было заработать на жизнь, поэтому параллельно работала в магазине на полный день.
Странное было время. Меня сводили с продюсерами из мира поп-музыки, которые обещали сделать из меня поп-звезду, но мне такая перспектива не подходила, я чувствовала себя некомфортно. А еще приходила на встречи в их большие роскошные офисы, где эти продюсеры — извини меня — выкладывали свои херы на стол. А тебе 17. Да пошли они. Я отказывалась от таких перспектив и продолжала искать свой путь.
Потом тебе повезло, ты встретила Трики. Но с каждым новым альбомом и концертом я убеждаюсь, что и ему с тобой очень повезло. В общем, как там — вы «добавляете друг другу смелости».
Спасибо.
Понятно, что в студии и на гастролях с ним ты получаешь неоценимый опыт. Все преимущества очевидны. Ну а что самое сложное в работе с Трики?
Приходится иметь дело с артистом в самом истинном смысле слова («artist» в английском языке действительно многограннее — прим. ред.) — это и есть самое сложное. Для Трики искусство важнее всего — отношений, быта. Он прошел через столько травм, борьбы, разрушительных вещей, но остается сильным. Он всегда работает над собой. Духовно и эмоционально Трики — очень красивый мужчина.
Он похож на моего отца, кстати. Много общего. Оба остались без матери в раннем возрасте и не могли смириться с этим. Может, поэтому я испытываю столько сочувствия к Трики. Я вообще склонна к сочувствию. Думаю, это и удерживает меня с ним так долго, уже шесть лет. Все, кроме Мартины, очень быстро говорили: «Да пошло оно всё, я больше не выдержу». Но я искренне испытываю сострадание. Трики — мой друг.
Он — артист. Иногда он так охвачен страстью! Я на сцене не с поп-звездой, я на сцене с чёртовым панк-рокером. (смеется) Серьезный парень.
На сцене Трики всегда сам рулит духовным путешествием группы или бывает, что он позволяет тебе быть главной?
Иногда позволяет. Есть у нас песня «I Sing For The Joker», которую я сочинила за пару лет до встречи с Трики, у меня был сон о персонаже-трикстере — в общем, мы всегда играем эту песню ближе к концу сета. Хоть Трики и берет инициативу в конце песни, думаю, в его голове все это выглядит как мой момент концерта.
Бывает, посреди песни поворачивается к барабанщику и, пока затягивается косяком, спрашивает: «Окей, куда сейчас повернем? Вжарим больше мяса или сыграем спокойнее?» (песни в лайвах Трики зачастую имеют импровизированную структуру, все подчинено дирижерским движениям фронтмена — прим. ред.) То есть, да, Трики всегда за главного, дергает за все ниточки, но он — не абсолютный тиран. Хотя запросто мог бы им быть. (смеется) Но нет, дает возможность проявить себя. Думаю, он доверяет нам. Иногда он сам так не думает, но это правда.
Ну, ему особенно нужны музыканты, которым можно доверять.
Точно. Музыка для него — всё. Всё-всё-всё. Музыка ведёт его, поэтому он очень чувствителен и на сцене, и в студии.
Какую песню в нынешнем туре тебе нравится исполнять больше всего?
«Nicotine Love» — точно одна из любимых, заставляет танцевать. И «Palestine Girl» — она цепляет. Трики в последнее время немного текста оттуда проговаривает, но это не важно — каждый момент в этом тексте всё равно очень значительный. Да и текст там особенный, это история любви с политическим подтекстом. Непростая тема Палестины, непростая тема любви — Трики смешал жесть и красоту. Каждый раз это меня цепляет. При этом песня заставляет меня чувствовать себя некомфортно, что тоже круто.
По правде говоря, когда я впервые увидел тебя вживую с Трики четыре года назад, я всё думал: она обязана записать сольный альбом. Итак, когда?
Скрестим пальцы — в январе. Нам пришлось сдвинуть сроки в связи с нынешней активностью, но мы все записали, свели и замастерили. Через пару месяцев постараюсь выпустить пару синглов. Все выйдет на лейбле Трики False Idols и немецком !K7. Трики продюсирует 90% альбома. (Послушать и скачать песню «I Could»)
Мне очень нравится роза, которую ты подарил, спасибо. Она напомнила мне одну историю — ты не поверишь в то, что я сейчас расскажу. После того самого прослушивания у Трики я возвращалась домой на поезде, ко мне подошла женщина, и она… Окей, она действительно выглядела как ангел, я не шучу! Такие длинные золотистые с проседью волосы… И почему мы вообще разговорились, люди обычно не разговаривают друг с другом в поездах в Англии.
Я говорила по телефону с мамой, рассказывала, что прослушивание прошло хорошо, и Гарретт, клавишник Трики, сказал, что я понравилась им больше всех, но нужно показать всё Трики — его самого там не было, для него всё записывали на видео. И эта леди почему-то сказала: «О, похоже, это был интересный звонок». А я почему-то ответила: «Да, мама звонила». Она: «Прослушивание куда?» — «В группу, в очень хорошую группу» — «И когда же и где ваше первое шоу?» — «Там-то, через пару недель» — «Хорошо, значит, мне нужно там быть».
Так вот, почему я это все вспомнила. Я рассказала ей, что если меня возьмут, нужно будет за неделю выучить больше 30 песен для тура — все тексты, мелодии — а она ответила: «Когда будешь учить песни, купи себе розу». Она посоветовала нюхать розу, чтобы преодолеть стресс — и просто ушла. Через два часа позвонил Гарретт и сказал: «Ты получила эту работу, теперь закрывайся в комнате и учи материал». Очень странная история, но я подумала, что тебе может понравиться.
Действительно здорово, жизнь вообще состоит из странных историй.
Это точно. И я действительно купила букет белых роз, и неделя действительно выдалась напряженной, и совет той женщины действительно помог. Когда я паниковала и думала, что не смогу с этим справиться, рядом была ваза прекрасных, пахучих белых роз.
Напоследок — у нашего издания есть традиция, мы собираем автопортреты музыкантов, и я прошу тебя нарисовать свой.
(спустя считанные секунды) Прошу!
Ну просто Пикассо.
Именно, я люблю Пикассо. Знаешь, он говорил, что есть только два типа женщин — княжны и тряпки.
Очевидно, кто ты:)
Приближаюсь к тому, чтобы быть княжной, это гораздо веселее!
В ходе интервью мы обсудили много деталей предстоящего сольного альбома Франчески, но это уже другая история, которую мы опубликуем ближе к дате релиза. А сегодня, 26 сентября, Трики и Франческа в «Зеленом театре». Не пропустите.
Фото: Дмитрий Ромас